17:20

“Remember me when you do pray, that hope doth lead from day to day." (Anne Boleyn)
Примерно год назад на одном семинаре преподаватель задал вопрос: "если в трамвай зайдёт ром/цыган, станете ли вы придерживать свою сумку?". Руки подняли все кроме меня: не то, чтобы я была абсолютно толерантным человеком, но я выросла в другой среде. Чехи и словаки регулярно сталкиваются со стереотипами в отношении ромов, социализируются в среде, которая довольно-таки негативно относится к этой национальной меньшине. А я родилась и выросла в Питере, где об этой меньшине практически не говорится ввиду её отсутствия. С другой стороны, я родилась и выросла в Питере, а потому я всегда придерживаю сумку, вне зависимости от того, кто заходит в трамвай.

В нашем обществе не принято активно обсуждать политику и участвовать в ней. Критики социальной реальности и оппозиция могут обвиняться в отсутствии патриотизма. Но в политике невозможно не участвовать; отсутствие мнения и ангажированности — это всё равно позиция, влияющая на положение дел в обществе. "Никто никому ничего не должен", нервность и напряжённость, состояние фрустрации и апатии, общая подозрительность всех ко всем перманентное ожидание предательства и подставы, оторванность от людей, выходящих за рамки близкого круга семьи и друзей, ощущение бессилия и беспомощности перед всесильной властью — это одни из черт, которые присущи современным гражданам России, страны, в которой само понятие гражданина девальвировано.
Хочу сразу подметить, что я считаю себя и русским человеком, и патриотом. Но не тем, кто поддерживает современную власть и настоящий режим, а тем, кто любит свою страну и хочет для неё светлого будущего. Любить страну — не значит воздерживаться от критики и положительно воспринимать всё, что происходит в обществе. Собственно, поэтому, из чувства любви и солидарности, мне и хочется поделиться одной статьёй, которую, по моему мнению, стоит прочитать всем. Я случайно нашла её весной, в ходе подготовки к одной курсовой работе, и заботливо сохранила её для работы над дипломом.
Это статья Льва Гудкова, к которой он анализирует социальную реальность современной России, критикует путиновский режим, направленный на примитивизацию нашего общества, и указывает на особую роль РПЦ, участвующей в этом процессе, развращающей самые основы религиозной и иной духовности. Критикует и оппозицию за стиль "ожидания чуда". Объясняет причины аполитичности, закостенелости, безмолвности, демонстративного потребления, общественной поддержки чрезмерно дорогих мероприятий, апатии и подавленной агрессии. Ниже я приведу несколько выдержек из этой статьи, которые, на мой взгляд, отражают главную идею статьи Гудкова. Если вам будет интересно узнать больше, пройдите по ссылке, которая дана в самом конце этого поста.
Когда читаешь этот текст, становится грустно. Грустно осознавать, что правда — она горькая. Но в то же время возникает чувство радости от того, что в нашей стране есть наука, которая и является истинным моральным компасом общества, и есть люди, которым не всё равно. Ведь если таких людей много, значит будущее возможно.
Пожалуй, когда меня в следующий раз спросят, чем занимаются социологи, я просто скину ссылку на эту статью.

читать дальше

ГУДКОВ Л., 2013. "Человек в неморальном пространстве: к социологии морали в посттоталитарном обществе", Вестник общественного мнения, № 3-4 (116) июль-декабрь.
Доступно: http://www.levada.ru/sites/default/files/lev_gudkov.pdf

Комментарии
08.10.2014 в 20:44

That grain of salt is the supernovae
С огромнейшим удовольствием прочитала. Спасибо большое!

Я сама по себе замечаю, что простое пребывание в Гарварде меняет восприятие. Приезжаю домой, и как дикость начинает восприниматься бытовое хамство, ложь политиков, потёмкинские деревни-вербовки вроде Селигера, всеобщее списывание в учебных заведениях, увлечения околонауками, например. Раньше я этого не видела.

Сохранила себе статью. А почему в конце нет списка использованной литературы? Потому что всё в сносках?
08.10.2014 в 21:58

“Remember me when you do pray, that hope doth lead from day to day." (Anne Boleyn)
Птица-зарница, сейчас не вспомню, есть ли список литературы в полной версии этого журнала, но, в принципе, те источники, которые им использовались, указывались в ссылках, да.

Я до прочтения этой статьи не обращала внимание, что упомянутые тобой, да и в статье, вещи, воспринимаются как норма вещей. В смысле, никогда не задумывалась над этим. Редко кто задумывается над причинами и ищет виноватых. Дескать, это особенности русского менталитета и ничего не поделаешь, виноваты сами люди, их природа, тк эти особенности поведения для них привычны и естественны. И мне очень понравился разбор причин такого состояния и поведения общества, который он приводит в статье — ведь действительно, если вдуматься, всё идёт от власти. И начинается ещё в школе, которая, как упоминал ещё Бурдье в рассуждениях о монополии государства на насилие, мощнейший инструмент для передачи мыслей государства в головы граждан.
09.10.2014 в 00:31

к сожалению, социологию в россии тоже очень сильно прижимают. и к сожалению, левада -центр считается каким-то либеральным проплаченным американским агентом, а тот же вциом считается эталоном. у нас некоторые преподы с отвращением говорили о левада-центре
Еще надо пройти большой путь, чтобы социология в россии стала наконец-то самостоятельной, независимой от государства наукой
09.10.2014 в 02:06

“Remember me when you do pray, that hope doth lead from day to day." (Anne Boleyn)
Белочка_да, имхо, всё, что как-то критикует настоящее положение и взывает к либерализму, гуманизму и "естественным правам", считается грязной и проплаченной прозападной пропагандой. И все, кто обращают внимание на ошибки и недостатки власти и режима, обвиняются в отсутствии патриотизма и чуть ли не клеймятся врагами народа. Что оппозиция, что другие... Причём раньше такого не было, в СССР началось, но до сих пор прекратиться не может (у меня где-то здесь была ссылка на лекцию Зубова, он там этот момент особо подчёркивал). И проталкивается идея, что западные ценности — они бездуховные и развращающие, даже зарубежные религиозные течения в России оказываются чуть ли не под запретом. Только протестантам как-то удаётся удерживаться, но с таким трудом... если будет интересно, могу найти ссылку, у меня где-то сохранены несколько статей, в которых более подробно описывается момент агрессивной политики РПЦ, монополизирующий "рынок духовности" в России, легитимизирующей путиновский режим, а также раскрываются проблемы секуляризации России, которые растут ещё из эпохи модернизации.
Равенство, толерантность, свобода выбора, вероубеждения и слова, критическое мышление, активная гражданская позиция, независимые СМИ и суды, охрана частной собственности, сторонняя позиция государства в рыночной экономике, вера в общее благо, солидарность итд — именно этими идеалами и развращает запад души русских людей, именно от этого и надо беречь детей, а то развалятся "духовные скрепы". Мне кажется, если бы в списках обязательной школьной литературы фигурировали фамилии философов эпохи просвещения и модернизации, эти "скрепы" уже давно бы счастливо развалились.

Я не удивлена, что прижимают. Но меня искренне порадовало, что несмотря на все рассказы об ужасной цензуре (оправданные, конечно, но всё же порой гиперболизированные), такие статьи печатаются. Кстати, о Леваде мне рассказал мой научный руководитель, тк в Европе она пользуется уважением, судя по всему. А я ещё полгода назад о ней не слышала даже!
09.10.2014 в 10:45

Melting Crystal, я рада, что у тебя есть возможность изучать и дискутировать на эту тему. в каком-нибудь МГУ с марионетками добренькова тебе бы не очень бы дали высказаться

У нас ровно половина факультета адекватно понимала происходящее, половина (из преподавательского состава) - жила в иллюзиях, что РПЦ - то, что нам надо и тд. Мы обсуждали РПЦ и пришли к выводу, что это ххммм ну по меньшей мере, тоталитарный правитель в современности

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии