“Remember me when you do pray, that hope doth lead from day to day." (Anne Boleyn)
Примерно год назад на одном семинаре преподаватель задал вопрос: "если в трамвай зайдёт ром/цыган, станете ли вы придерживать свою сумку?". Руки подняли все кроме меня: не то, чтобы я была абсолютно толерантным человеком, но я выросла в другой среде. Чехи и словаки регулярно сталкиваются со стереотипами в отношении ромов, социализируются в среде, которая довольно-таки негативно относится к этой национальной меньшине. А я родилась и выросла в Питере, где об этой меньшине практически не говорится ввиду её отсутствия. С другой стороны, я родилась и выросла в Питере, а потому я всегда придерживаю сумку, вне зависимости от того, кто заходит в трамвай.
В нашем обществе не принято активно обсуждать политику и участвовать в ней. Критики социальной реальности и оппозиция могут обвиняться в отсутствии патриотизма. Но в политике невозможно не участвовать; отсутствие мнения и ангажированности — это всё равно позиция, влияющая на положение дел в обществе. "Никто никому ничего не должен", нервность и напряжённость, состояние фрустрации и апатии, общая подозрительность всех ко всем перманентное ожидание предательства и подставы, оторванность от людей, выходящих за рамки близкого круга семьи и друзей, ощущение бессилия и беспомощности перед всесильной властью — это одни из черт, которые присущи современным гражданам России, страны, в которой само понятие гражданина девальвировано.
Хочу сразу подметить, что я считаю себя и русским человеком, и патриотом. Но не тем, кто поддерживает современную власть и настоящий режим, а тем, кто любит свою страну и хочет для неё светлого будущего. Любить страну — не значит воздерживаться от критики и положительно воспринимать всё, что происходит в обществе. Собственно, поэтому, из чувства любви и солидарности, мне и хочется поделиться одной статьёй, которую, по моему мнению, стоит прочитать всем. Я случайно нашла её весной, в ходе подготовки к одной курсовой работе, и заботливо сохранила её для работы над дипломом.
Это статья Льва Гудкова, к которой он анализирует социальную реальность современной России, критикует путиновский режим, направленный на примитивизацию нашего общества, и указывает на особую роль РПЦ, участвующей в этом процессе, развращающей самые основы религиозной и иной духовности. Критикует и оппозицию за стиль "ожидания чуда". Объясняет причины аполитичности, закостенелости, безмолвности, демонстративного потребления, общественной поддержки чрезмерно дорогих мероприятий, апатии и подавленной агрессии. Ниже я приведу несколько выдержек из этой статьи, которые, на мой взгляд, отражают главную идею статьи Гудкова. Если вам будет интересно узнать больше, пройдите по ссылке, которая дана в самом конце этого поста.
Когда читаешь этот текст, становится грустно. Грустно осознавать, что правда — она горькая. Но в то же время возникает чувство радости от того, что в нашей стране есть наука, которая и является истинным моральным компасом общества, и есть люди, которым не всё равно. Ведь если таких людей много, значит будущее возможно.
Пожалуй, когда меня в следующий раз спросят, чем занимаются социологи, я просто скину ссылку на эту статью.
читать дальше
ГУДКОВ Л., 2013. "Человек в неморальном пространстве: к социологии морали в посттоталитарном обществе", Вестник общественного мнения, № 3-4 (116) июль-декабрь.
Доступно: http://www.levada.ru/sites/default/files/lev_gudkov.pdf
В нашем обществе не принято активно обсуждать политику и участвовать в ней. Критики социальной реальности и оппозиция могут обвиняться в отсутствии патриотизма. Но в политике невозможно не участвовать; отсутствие мнения и ангажированности — это всё равно позиция, влияющая на положение дел в обществе. "Никто никому ничего не должен", нервность и напряжённость, состояние фрустрации и апатии, общая подозрительность всех ко всем перманентное ожидание предательства и подставы, оторванность от людей, выходящих за рамки близкого круга семьи и друзей, ощущение бессилия и беспомощности перед всесильной властью — это одни из черт, которые присущи современным гражданам России, страны, в которой само понятие гражданина девальвировано.
Хочу сразу подметить, что я считаю себя и русским человеком, и патриотом. Но не тем, кто поддерживает современную власть и настоящий режим, а тем, кто любит свою страну и хочет для неё светлого будущего. Любить страну — не значит воздерживаться от критики и положительно воспринимать всё, что происходит в обществе. Собственно, поэтому, из чувства любви и солидарности, мне и хочется поделиться одной статьёй, которую, по моему мнению, стоит прочитать всем. Я случайно нашла её весной, в ходе подготовки к одной курсовой работе, и заботливо сохранила её для работы над дипломом.
Это статья Льва Гудкова, к которой он анализирует социальную реальность современной России, критикует путиновский режим, направленный на примитивизацию нашего общества, и указывает на особую роль РПЦ, участвующей в этом процессе, развращающей самые основы религиозной и иной духовности. Критикует и оппозицию за стиль "ожидания чуда". Объясняет причины аполитичности, закостенелости, безмолвности, демонстративного потребления, общественной поддержки чрезмерно дорогих мероприятий, апатии и подавленной агрессии. Ниже я приведу несколько выдержек из этой статьи, которые, на мой взгляд, отражают главную идею статьи Гудкова. Если вам будет интересно узнать больше, пройдите по ссылке, которая дана в самом конце этого поста.
Когда читаешь этот текст, становится грустно. Грустно осознавать, что правда — она горькая. Но в то же время возникает чувство радости от того, что в нашей стране есть наука, которая и является истинным моральным компасом общества, и есть люди, которым не всё равно. Ведь если таких людей много, значит будущее возможно.
Пожалуй, когда меня в следующий раз спросят, чем занимаются социологи, я просто скину ссылку на эту статью.
читать дальше
ГУДКОВ Л., 2013. "Человек в неморальном пространстве: к социологии морали в посттоталитарном обществе", Вестник общественного мнения, № 3-4 (116) июль-декабрь.
Доступно: http://www.levada.ru/sites/default/files/lev_gudkov.pdf
Я сама по себе замечаю, что простое пребывание в Гарварде меняет восприятие. Приезжаю домой, и как дикость начинает восприниматься бытовое хамство, ложь политиков, потёмкинские деревни-вербовки вроде Селигера, всеобщее списывание в учебных заведениях, увлечения околонауками, например. Раньше я этого не видела.
Сохранила себе статью. А почему в конце нет списка использованной литературы? Потому что всё в сносках?
Я до прочтения этой статьи не обращала внимание, что упомянутые тобой, да и в статье, вещи, воспринимаются как норма вещей. В смысле, никогда не задумывалась над этим. Редко кто задумывается над причинами и ищет виноватых. Дескать, это особенности русского менталитета и ничего не поделаешь, виноваты сами люди, их природа, тк эти особенности поведения для них привычны и естественны. И мне очень понравился разбор причин такого состояния и поведения общества, который он приводит в статье — ведь действительно, если вдуматься, всё идёт от власти. И начинается ещё в школе, которая, как упоминал ещё Бурдье в рассуждениях о монополии государства на насилие, мощнейший инструмент для передачи мыслей государства в головы граждан.
Еще надо пройти большой путь, чтобы социология в россии стала наконец-то самостоятельной, независимой от государства наукой
Равенство, толерантность, свобода выбора, вероубеждения и слова, критическое мышление, активная гражданская позиция, независимые СМИ и суды, охрана частной собственности, сторонняя позиция государства в рыночной экономике, вера в общее благо, солидарность итд — именно этими идеалами и развращает запад души русских людей, именно от этого и надо беречь детей, а то развалятся "духовные скрепы". Мне кажется, если бы в списках обязательной школьной литературы фигурировали фамилии философов эпохи просвещения и модернизации, эти "скрепы" уже давно бы счастливо развалились.
Я не удивлена, что прижимают. Но меня искренне порадовало, что несмотря на все рассказы об ужасной цензуре (оправданные, конечно, но всё же порой гиперболизированные), такие статьи печатаются. Кстати, о Леваде мне рассказал мой научный руководитель, тк в Европе она пользуется уважением, судя по всему. А я ещё полгода назад о ней не слышала даже!
У нас ровно половина факультета адекватно понимала происходящее, половина (из преподавательского состава) - жила в иллюзиях, что РПЦ - то, что нам надо и тд. Мы обсуждали РПЦ и пришли к выводу, что это ххммм ну по меньшей мере, тоталитарный правитель в современности