Социальные структуры и гендер.
Это сырой, практически неадаптированный кусок текста, один из билетов к экзамену, состоящий из выписок из конспектов лекций и выдержек из обязательной литературы. Следовательно: 1. это не мои слова, а сухая теория, существующая уже достаточно долго; 2. если захотите прочитать, не удивляйтесь количеству грамматических и лексических ошибок - я не знаю, как многие вещи, которые я учу, выглядят в русском языке, я не думаю о них на русском, так что, если читаете, отнеситесь с пониманием.Социальные структуры и гендер.
Отличия в положении женщин и мужчин в обществе обычно объясняются их биологическими различиями и ссылками на теорию эволюции. biologický esencialismus. x problém "naturalizace společnosti".
Аргументы против биологического понимания гендера:
- сходства между мужчинами и женщинами подавляются, акцент ставится на отличия.
- существуют люди с нестардартной комплектацией генов и/или хромосом, которые при этом не попадают под гендерные аномалии.
- проблематика в методологии: подразумеваемые предположения относительно "зависимой" и "независимой" переменной, проблематика экстраполяции результатов, полученных при исследовании животных.
- многообразие "женственности" и "мужественности"; различные культурные вариации, зависимость на прочих точках пересечения (раса, этник, социальный статус, сексуальная ориентация итд.)
Пол и гендер.
пол - физические различия между М и Ж, естественнонаучный и биологический термин.
гендер - социально сформированная совокупность характеристик, способов поведения и интересов, которая приписывается в конкретном обществе М и Ж. Социальный и культурный смысл, который присуждается полу.
- конкретная начинка такой совокупности изменчива - культурные и исторические перемены.
- целью понятия "гендер" является выделение того, что характеристики, приписываемые Ж и М не следуют из их биологической природы, а являются продуктами общества, которые воспроизводятся при помощи механизмов социализации.
Корни концепта "гендер".
- исследование антрополога Margaret Mead в 30х годах на острове Новая Гвинея.
- французская философ Simone de Beauvoir (1949) - Второй пол (?) : "женщинами не рождаются, женщинами становятся".
- John Money, исследование intersexual (?) детей в 50х годах.
Можно сформировать личность, которая не будет отвечать биологическим характеристикам. Если ребёнок будет так воспитан в раннем детстве, его личность вопреки несоответствиям будет прочной и постоянной. Примеры: два мальчика-близница, один из которых в возрасте 7 месяцев практически лишился пениса - врачи посоветивали удалить пенис полностью, а мальчика воспитать как девочку; изменение гендерной личности.
- Ann Oakley, Sex, gender and society (1972)
"Пол" - это слово, которое относится к биологическим различиям между М и Ж, к видимым различиям гениталий и вытекающим из этого различиям репродуктивных функций. "Гендер" - вопрос культуры, относится к социальному разделению на "masculine" и "feminine".
Патриархат, общественная и приватная сферы.
Патриархат - общественная система, в рамках которой мужчины имеют возвышенное положение над женщинами как в общественной, так и в приватных сферах. Дословно значит "власть отца", в ранних понятиях относится к мужской доминантности. В феминистическую теорию этот термин ввела Kate Millett (1970).
Женщина воспринимается как менее ценная, как подчинённая.
Разделение труда по половому признаку: претензия на естественность, вытекающую из биологических предрасположенностей.
Конкретные проявления патриархата различаются в культурах. Действия патриархата зависят на расе, экономическом классе, возрасте и сексуальности.
Гендерная структура общества.
Патриархальная структура воспроизводится при помощи социализации - результат: генд. стр. общ. Неравное положение М и Ж в горизонтальной и вертикальной структуре, неравное распределение ресурсов и силы. Гендерно дифференцированы и иерархизованы различные области - семья, школа, рынок труда, сексуальность итд. Ceteris paribus - при равных знаках М имеют лучшие условия в сравнении с Ж (напр., одинаковое образование, но зарплата М выше).
Sandra Harding.
- уровень символизма.
Гендер в сфере языка, культуры, ценностей, символов данного общества. Бинарность. Практически неизменно.
- уровень разделения труда.
Ж отведена естественная репродукция, М - формальная репродукция. Ж в приватной сфере, М - в общественной.
- уровень индивидуальностей.
Больше остальных открыт переменам.
Во всех трёх уровнях гендер бинарный и асиметричный.
Гегемония.
Господство, превосходство. Antonio Gramsci.
Ценности господствующих воспринимаются как желательные для общества. Не имеет ничего общего с тотализмом - альтернативы существуют, но подчинены. Не достигается при помощи угроз и насилия - незаметными способами (напр., структура зарплат).
Raewyn Connell
the hegemonic of masculinity (?). Нормативный идеал мужественности, подаётся как нечто ценного, к чему должны М стремиться. Включает в себя общественно ценные мужские характеристики - сила, состязательность, самоуверенность, напористость. Идеальный тип, который не соответсвует реальным личностям большинства М. Этот идеал сформирован в отношении к Ж и подчинённым М, меняется с течением времени. Одна из целей превосходства мужественности - указать на разнообразие гендера, относящегося к мужскому полу. Настоящая мужественность/"настоящие мужчины" в обществе несуществуют, но М стараются ей как можно больше соответсвовать (James Bond как образец).
Гендер - социальный конструкт.
Переступает через уровень индивидуальностей, покрывает целое общество. В большинстве случаев воспринимается как бинарный (М и Ж), а как бинарный всегда асиметричен.